Памятники устного народного творчества (мифы, былины, сказания, песни, поговорки, пословицы, предания и т. д.)
Этнографические данные (обряды, заговоры, заклинания).
Древнейшие документы письменности.
Слайд 10
Позвонок первобытного человека с разрастанием костной ткани вокруг острия бронзовой стрелы, оставшейся после заживления раны.
Из коллекции Т.Мейер—Штейнега
Левая бедренная кость питекантропа с выраженными патологическими изменениями костной ткани (экзостоз). Абсолютный возраст около 700 тыс. лет. Обнаружена Е.Dubois (о. Ява, 1892
Слайд 11
Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины.
Мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.
Слайд 12
ØТотемизм- вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животных или растений;
ØФетишизм- вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (амулетов, талисманов);
ØАнимизм- вера в одухотворение природы, вера в душу, духов, злые и добрые силы (погребение умерших).
Слайд 13
ØМагия – вера в возможность человека воздействовать на других людей, предметы, природные явления, стихии;
ØЛечебная магия- врачевание, основанное на культовой практике;
ØШаманство- стремление изгнать дух болезни, которое сочетало в себе магические и рациональные средства врачевания
Слайд 14
ØЗнахари;
ØЛекари;
ØВрачеватели;
ØНародная гигиена;
ØСвязь с современностью.
Слайд 15
Аборигены Австралии и Америки в процессе врачевания широко использовали методы, которые сегодня называются физическими: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника.
Первобытные люди владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя в качестве игл изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.